Все беды в Европе начались, как писал Дюма-отец, тогда, когда Колумб, “на нашу голову”, открыл Америку. Испанцы принесли в Америку Библию и сифилис, а взамен получили золотую лихорадку, табак и различные, неведомые дотоле, растения (в том числе и кофе). С той поры из Америки к нам поступали то жевательные резинки, то привычка выкладывать ноги на стол, то револьвер “Smith & Wesson”, то атомная бомба, то неповторимый белозубый “смайл”, то различные напитки, изобретенные на основе неведомых в Европе растений, например, ореха кола.
Никита Хрущев пробует Пепси-Колу на Американской выставке в Москве, 1959 год
Первоначально, в конце ХІХ века, напиток под названием Pepsi-Cola (как и Coca-Cola) производили в США именно на основе этого ореха и пепсина – специфического фермента, расщепляющего белки и тем самым способствующего пищеварению. Правда, компания “Кока-Кола” похвалялась, что в состав напитка входит и тонизирующий экстракт из листьев кокаинового куста (чего не было у “Пепси”), но очень скоро отказалась от похвальбы, когда оказалось, что кокаин не просто тонизирующее вещество, а элементарный наркотик, вызывающий тяжелую форму зависимости.
Фирменный автомобиль компании Coca-Cola во время олимпиады в Москве, 1980 год
В Советском Союзе напиток “Пепси-Кола” появился в конце 70-х годов, накануне Олимпиады-80, и, кажется, именно по этой причине. Необычная форма бутылки (конусовидная, 330 мл), необычная сине-бело-красная этикетка, созданная не без влияния восточной “инь-янь” эмблематики, иноземное происхождение (хотя, очевидно, производство напитка было организовано и на отечественных предприятиях) привлекали необычайно, особенно детей.
Очередь за «Пепси-Колой» у фирменного киоска. Рядом стоит типичный для 1980-х годов киоск «Мороженое»
Советский пищепром давно (с начала 70-х годов) выпускал напиток, подобный “Пепси”. Назывался он “Байкал”. В состав его входили экстракты тонизирующих трав – элеуторакокка, зверобоя, лимонника. Но на прилавках магазинов он появлялся не часто, а “Пепси” за год появилась, как говорится, везде и повсюду.
Сине-красный киоск «Пепси-Кола». Москва, 1989 год
Этому способствовала и реклама, например, “новое поколение выбирает “Пепси”!”. Впрочем, напитку так и не удалось вытеснить отечественные “Ситро”, “Лимонад” и пр. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что компания “PepsiCo” впоследствии все же выкупила права на производство “Байкала”.
Этикетка бутылки «Фанта» 1985 года
Сложнее обстояло дело с напитком “Фанта”. Это была продукция компании Coca-Cola. Она попала в Союз довольно поздно – во второй половине 80-х годов. Первоначально ее можно было встретить только в буфетных театров. Купить бутылочку такого напитка и угостить свою приятельницу – считалось среди молодежи большим шиком. Иные попадали, например, в оперный театр вовсе не для того, чтобы посмотреть “Жизель”, а исключительно для угощения “Фантой” в театральном буфете.
Девушки наслаждаются импортным напитком «Фанта». Обратите внимание на пачку сигарет Marlboro, лежащую на столике
В широкую продажу напиток поступил после “Олимпиады-80” по 45 копеек за бутылку. Это было дорого (например, “Ситро”, емкостью 0,5 мл, стоило 18 копеек, не говоря уже о “Жигулевском” пиве, стоимостью 21 копейку за те же миллилитры).
Фирменный отдел компании Coca-Cola в буфете. Время московской олимпиады
Может быть из-за нацистского происхождения (напиток изобретен в Германии в конце 30-х г., когда прекратились поставки в эту страну “Колы” из США), может быть из-за дороговизны, данный напиток так и не приобрел должной популярности в СССР.
Современные бутылки «Пепси-Кола», стилизованные под продукцию 1980-х
Текст © Юрий Олейник, Издательство «Скай Хорс» (www.skyhorse.ua), 2012
Читайте также пост про сифон для домашнего изготовления газировки
и пост про советские автоматы для продажи газированной воды