Год подходит к концу и пора подвести итоги: какие компактные камеры можно удостоить звания «лучших из лучших». Наш рейтинг включает только те аппараты, которые могут заинтересовать увлеченных фотографией любителей и профессионалов. В этом топе нет недорогих «мыльниц», ультразумов и громоздких «зеркалок» — только беззеркальные камеры и прочие небольшие аппараты с несменной оптикой, но большой матрицей. Рейтинг, конечно, субъективный и, кроме того, не содержит подробных технических характеристик (их легко найти на других сайтах).
Sony A7s — 1е место
Как выход первого iPad в 2010 году ознаменовал закат эры персональных компьютеров, так и появление компактной камеры Sony A7s с полноформатной матрицей говорит, что эра громоздких зеркалок (наконец-то) подходит к концу. Профессиональный фотограф, имея достаточно средств, может теперь делать свой выбор исключительно среди компактных камер.
Конкурентов у Sony A7s пока нет, кроме других модификаций этой же камеры — A7r и самой первой A7, вышедшей на рынок в прошлом году. Можно, конечно, вспомнить про Leica серии M, но это не совсем уместно из-за её заоблачной цены (Leica M240 без объектива будет стоить 6500$, что в два с лишним раза дороже A7s; а про стоимость оптики Leica даже и говорить не будем. В этой статье указаны цены популярного американского магазина фототоваров B&H по состоянию на ноябрь 2014 года). Впрочем, Sony A7s тоже не из самых дешевых — 2500$ за боди.
Достоинства A7s: отличное качество снимков, широкая функциональность, прекрасная эргономика, качественный и крепкий корпус — все, что нужно и даже больше.
Что явно отличает Sony A7s от других аппаратов (включая тех, что вошли в наш ТОП) — это сверхчувствительная матрица. ISO — 409600 (четыреста девять тысяч)!. Это фантастически много, хотя реально рабочее ISO все-таки ниже — 100 тысяч или меньше. Но и это тоже очень немало: например, можно сделать приличный кадр с рук в комнате, в которой из освещения — только одна горящая свеча. Представляете, насколько это расширяет творческие возможности! Можно, например, ходить ночью по улицам и делать классные кадры без штатива.
Недостатков у Sony A7s, кажется, нет… за исключением пока не очень большого выбора подходящей оптики. Но этот вопрос, со временем, не может не решиться. Нужно заметить, доступные сейчас немногочисленные объективы, как и камера, совсем не дешевые. А еще и довольно крупные, что серьезно умаляет преимущество в компактности самого боди. Наиболее популярный для этой системы светосильный портретный объектив Sony Sonar T FE 55 mm f1.8 стоит 1000$ (таким образом, камера с одним объективом обойдется в 3500$). Возможно, в дальнейшем цены на оптику снизятся, но с ее габаритами дело в лучшую строну принципиально изменится не должно, поскольку, очевидно, размеры объективов напрямую зависят от размера самой матрицы.
Пару слов о предыдущих модификациях. Буква «R» в названии модели A7r означает слово Resolution, указывая на высокое разрешение сенсора — 36,4 МП. Но матрица тут старого образца, далеко не такая чувствительная — «всего» ISO 25600.
Sony A7 без буквы в названии — самая простая камера, не лишенная некоторых недостатков: шумная (в прямом смысле слова — затвор щелкает громко), немного медлительная. Зато самая доступная — примерно 1500$ за боди, что на целую тысячу дешевле A7s. А значит, Sony A7 составляет конкуренцию не столько своим собратьям, сколько камерам с «кропнутыми» матрицами, и тут покупателю есть о чем задуматься…
Справедливости ради, следует вспомнить и о самой первой полнокадровой компактной камере от Sony — RX1. Аппарат с несменным, но достаточно светосильным объективом (f2.0) с универсальным фиксированным фокусным расстоянием — 35 мм. Но, увы, во-первых, у Sony RX1 нет встроенного видоискателя; во-вторых, камера стоит примерно столько же, сколько и Sony A7 с хорошим объективом — 2800$.
Наш вердикт: Sony A7s — лучшая беззеркальная камера, если вас, конечно, не смущают цена и отсутствие выбора оптики.
Olympus OM-D EM1 — 2е место
Стандарт Micro 4/3, к которому принадлежит Olympus OM-D EM1, сильно повзрослел за последние годы, достигнув, благодаря именно этому аппарату, уровня профессиональной техники безо всяких оговорок. EM1 хороша во всем: качеством снимков, скоростью и точностью фокусировки, эргономикой, обилием функций.
Единственный момент (не хочется говорить «минус») — относительно небольшой сенсор. Это не будет иметь значения, если вы не собираетесь печатать изображения очень крупного формата и вас не смущает некоторый шум (зернистость) фотографий, снятых при плохом освещении. Но у маленькой, в сравнении с полным кадром, матрицы есть свой (и очень большой!) плюс: компактность оптики. Среди широчайшего выбора объективов стандарта Micro 4/3 есть множество компактных образцов. Поэтому, если носить на плече тяжелую и громоздкую сумку с «зеркалкой» и парой объективов вам надоело, то обратите внимание именно на камеры Micro 4/3, ведь для беззеркальных камер других стандартов оптика заметно крупнее и тяжелее.
Olympus OM-D EM1 стоит тоже недешево, около 1300$ за боди. Хорошо, что у Olympus есть более простая модель — OM-D EM10 по цене «всего» 700$ (или 800$ с простеньким китовым объективом 14-42 мм). Матрица, а следовательно и качество снимков, у этих камер одинаковые, функционал также схожий. За что же покупатель платит двойную цену, выбирая OM-D EM1? Перечислим: пыле- и влаго-защитный корпус; уникальная пятиосевая система стабилизации матрицы (вместо трехосевой у младшей модели, которая также очень хороша); большее количество кнопок на корпусе (правда, все основные элементы управления у EM10 также присутствуют); удобная рукоятка (грипп) для уверенного удержания камеры в руке, что важно при использовании крупного объектива; разъем для подключения внешнего микрофона. Вот, пожалуй, и все… Перечисленное больше нужно профессионалам, чем любителям, поэтому последним лучше обратить внимание на OM-D EM10, а на сэкономленные 600 долларов купить один или два объектива. К тому же, у EM10 есть и свои достоинства: более компактный и легкий корпус, встроенная вспышка.
Основное достоинство системы Micro 4/3 — это оптика. Во многом благодаря тому, что в консорциум Micro 4/3 входит компания Leica, в этой системе есть настоящие шедевры, подобных которым нет в других системах: Panasonic Leica DG Summilux 25 mm f/1.4 Asph., Olympus M. Zuiko Digital Pro 12-40 mm f/2.8, Panasonic Leica DG Nocticron 42.5 mm f/1.2, Voigtlander Nokton f/0.95 (четыре модели с различным фиксированным фокусным расстоянием от 17 до 42 мм), Olympus M. Zuiko Digital ED 12 mm f/2.0 и многие другие. Не поленитесь поискать в интернете примеры снимков, сделанных на эти объективы.
От кого-то я слышал, что «Subaru — это Porsche для бедных». По этой же логике можно сказать, что Olympus OM-D (как и другие камеры Micro 4/3) — это Leica для бедных.
Olympus, Voigtlander и другие компании выпускают прекрасную оптику эксклюзивно для Micro 4/3. Так, например, только в арсенале пользователей Micro 4/3 может быть супер-светосильный Voigtlander с максимальной апертурой 0.95!
Скажу честно, OM-D EM1 — мой личный фаворит. Именно его я планирую купить в замену своего двухлетнего Panasonic G5 (тоже Micro 4/3). А может быть, выберу относительно недорогой и компактный EM10 — еще не решил.
Panasonic Lumix GX7 — 3е место
GX7 — еще один аппарат стандарта Micro 4/3 в нашем рейтинге, топовая модель фирмы Panasonic (если не говорить о камере Panasonic GH4, ориентированной как на фото-, так и на профессиональную видеосъемку, но в нашем рейтинге компактных камер ее нет из-за габаритов почти «зеркалки»).
Если сравнивать Panasonic GX7 с Olympus OM-D EM1, то получается следующее. Panasonic выигрывает: в размерах / весе, цене (чуть меньше 600$) и, на мой взгляд, в дизайне корпуса (EM1 — это странноватая смесь не очень хорошо сочетающихся форм: в ней что-то есть от зеркальной камеры, а что-то — от классического пленочного аппарата 70-80-х). Проигрывает: в крутизне системы стабилизации (обычный сдвиг матрицы вместо пятиосевой системы; разница в качестве снимков хорошо ощущается на длительных выдержках при плохом освещении, если снимать с рук); защищенности от внешних воздействий (нет никакой пыли- и влагозащиты); немного в точности выбора баланса белого и, как мне кажется, в цветах (у Olympus более естественная картинка получается).
Но, в общем, качество снимков и оснащение самих камер GX7 и EM1 схожие. Panasonic GX7, конечно, справедливо сравнивать с младшей моделью Olympus — EM10: у них схожие габариты и цена. И тут выбор сделать еще сложнее — обе модели технически очень похожие и обе очень хорошие…
Подытожим разговор по аппаратам Micro 4/3: если вы профессионал и нужна замена зеркалке, посмотрите в сторону Olympus EM1, а если любитель, который не хочет тратить «лишние» деньги, то выбрать лучше между Olympus EM10 и Panasonic GX7.
(Хипстерам на заметку: GX7 с новым компактным «портретником» Panasonic 20 mm f1.7 II смотрится почти как классическая дальномерная камера.)
Sony RX100 III — 4е место
Скажем сразу: эта лучшая камера из тех, что могут поместиться в кармане вашей куртки. Настоящая королева всех «фото-мыльниц»!
Конечно, однодюймовая матрица и отсутствие многих органов управления на корпусе не позволяет в полной мере конкурировать по качеству снимков и удобству управления с камерами Micro 4/3 и другими беззеркальными аппаратами. Но, по сравнению с типичным для большинства компактов размером матрицы 1/1.5 или 1/1.7 дюйма, целый дюйм — это совсем немало. Прибавьте сюда светосильную зум-оптику (f1.8 — 2.8), встроенный электронный видоискатель, современный мощный процессор обработки изображений, крепкий и хорошо собранный металлический корпус — и вот вам потенциальный убийца всех прочих мыльниц… если бы не цена. RX100 III стоит около 800$ и, как вы понимаете, это довольно много для компактной камеры. Поэтому ее нередко покупают фотографы-любители и даже профессионалы в качестве второй (или третьей) камеры.
Как видно из названия, Sony RX100 III — это уже третье поколение камеры. Именно она имеет встроенный видоискатель и обладает относительно высокой светосилой объектива в самом дальнем положении. (Не ошибитесь при покупке, поскольку первые две модели с тем же названием RX100 все еще находятся в продаже.)
До недавнего времени альтернативы этой камере не было, но этой осенью вышел компакт Canon PowerShot G7 X также с однодюймовой матрицей. Его минус — отсутствие встроенного видоискателя; плюс — на сто долларов дешевле. Я бы, наверное, выбрал Sony (в первую очередь, из-за видоискателя).
Sony NEX 6000 — 5е место
Серия камер Sony NEX появилась давольно давно и вместе с Micro 4/3 занимает львиную долю рынка беззеркалок. NEX 6000 — топовая модель серии. Грубо говоря, NEX 6000 — это Sony A7, но с меньшей матрицей и немного другим форматом корпуса.
Если сравнивать с камерами Micro 4/3, то основной плюс Sony NEX — немного больший размер матрицы (что, тем не менее, не дает получить особо заметный выигрыш в качестве изображения); минусы все связаны с оптикой: небольшой выбор оптики, большие габариты и сравнительно высокая цена объективов. В общем, ситуация, как и в случае с Sony A7.
Таким образом, Sony NEX очень даже неплохой вариант, но лично мне куда ближе Micro 4/3.
Ricoh GR — 6е место
Уверен, многие читатели даже не слышали название фирмы Ricoh (которая сейчас принадлежит компании Pentax). Тем не менее, Ricoh на протяжении двух десятков лет выпускал компактную камеру Ricoh GR: сначала пленочную «мыльницу», потом, с середины 2000-х, — цифровую. А в 2013 году эта камера получила большую матрицу стандарта APS-C, как у Sony NEX 6000 (см. выше). И теперь как-то неловко называть ее «мыльницей».
В отличие от Sony RX100, объектив тут с фиксированным фокусным расстоянием и не такой светосильный — максимальная апертура — 2.8. Поэтому Ricoh GR, особенно с учетом цены 700$, никак не может стать массовым продуктом. Эта камера — вещь специфическая, нишевая и даже не может быть основным или единственным аппаратом фотолюбителя. Ей всегда будет уготована роль второй камеры «понимающего» энтузиаста или профессионала, но с этой ролью Ricoh GR справляется прекрасно.
Отличное качество снимков, огромная масса ручных настроек, крепкий корпус, который не бросается в глаза прохожим благодаря отсутствию на передней панели логотипа производителя (нанесены только буквы «GR»). Прекрасный аппарат для уличной фотографии, который совсем не тянет карман куртки. Жаль только, что нет встроенного видоискателя и экран не наклонный, впрочем, все это бы увеличило габариты.
У Ricoh GR есть соперник — технически и внешне очень похожий аппарат Nikon Coolpix A. Еще недавно он стоил заметно больше 1000$, но сейчас цена упала до 600$, что делает его выгодным приобретением.
Кстати, сам пользуюсь Ricoh GR больше года — вполне доволен.
Читайте мой обзор Ricoh GR с примерами фотографий
Sigma dp Quattro — 7е место
Очень необычная, можно даже сказать, странная камера… Но все по порядку.
Делает этот аппарат известный японский производитель оптики — компания Sigma, которая также разработала оригинальный стандарт матрицы под названием Foveon. Эта матрица отличается от других тем, что имеет три слоя — каждый для своего цвета (зеленого, красного и желтого). Качество изображений, полученных с помощью таких сенсоров, просто поразительное. Минус — сильная медлительность аппарата, вероятно, из-за каких-то технических ограничений.
Sigma dp Quattro — это третье поколение относительно компактных камер, имеющих такую крутую трехслойную матрицу. Фотографии, полученные с помощью dp Quattro при достаточно ярком освещении сравнимы… со снимками среднеформатных камер. Удивительно, но Sigma dp дает нередко лучшее изображение, чем топовые полнокадровые камеры, такие, как, например, Leica M. При этом стоит чуть меньше 1000$.
В чем же подвох, почему Sigma не захватила весь фоторынок, почему почти никто не слышал про эту dp? Увы, камера рассчитана на очень узкий спектр применения. Во-первых, она не может снимать при плохом освещении. Кадры сделанные при ISO больше 400 далеко не так хороши. Во-вторых, она очень медлительная. Это касается и автофокуса, и минимальной выдержки, и времени записи снятой фотографии на карту памяти. Предыдущее поколение — Sigma DP Merill (еще есть в продаже) — записывало фотографию на карту… около 40 (сорока!) секунд. dp Quattro заметно быстрее, но все равно ужасно медлительная камера. И, наконец, в-третьих, малое время работы на одной зарядке аккумулятора. Сто кадров — предел. Поэтому в комплекте идет второй «запасной» аккумулятор, без которого просто не обойтись.
Несмотря на все нюансы, у камеры нет никаких аналогов. Поэтому, если вы увлечены фотографией и можете себе позволить потратить 1000$ на вторую камеру, то почему бы и нет. Но учтите, Sigma dp — аппарат только для неспешной съемки пейзажей, натюрмортов, постановочных портретов (словом, где нет быстрого движения) и только при хорошем освещении.
Для справки: существует целых три модификации этой камеры, оснащенных объективами с разным фокусным расстоянием: 19, 30 и 50 мм. Называются они соответственно — dp1, dp2, dp3.
Какие камеры мне нравятся, но не попали в этот рейтинг и почему.
Nikon Df
Полнокадровая зеркалка с корпусом в ретро-стиле. Внешний вид умопомрачительный, но камера, конечно, больше любой беззеркалки. Не наш формат.
Panasonic LX100
Новая модель, анонсированная этой осенью на выставке Photokina 2014. Имеет сенсор, как у камер стандарта Micro 4/3, и светосильную зум-оптику марки Leica — f1.7-2.8, что в целом обещает хорошее качество изображения. Еще есть встроенный электронный видоискатель и хороший набор органов управления. Все это заключено в достаточно компактный корпус, выполненный, можно сказать, в стиле Leica. Круто! Но пока я не видел ни саму камеру, ни подробных интернет-обзоров с примерами снимков. Вообще, Panasonic LX100 обещает стать лучшей камерой года в категории «все-в-одном».
Leica M240 / M9
Эталон, икона… как еще ее назвать? Но цена заоблачная как на сами камеры M-серии, так и на оригинальную оптику к ним. Да и габариты тоже приближены к зеркалкам.
Canon G16
Когда-то у меня был, в дополнение к зеркалке Sony Alpha, Canon G9 (посмотреть примеры фотографий, сделанные на Canon G9 можно в этой статье). И я его очень любил. Но сейчас матрица формата 1/1.5 уже не актуальная в таком, хоть и небольшом, но и не супер компактном корпусе. Скоро все приличные мыльницы, как и Sony RX100, будут иметь однодюймовые сенсоры. Впрочем, сейчас G16 стоит заметно дешевле RX100.
Sony RX10
Супер-зум с большой однодюймовой матрицей и максимальной апертурой 2.8 на всем диапазоне. Для супер-зумов (у большинства из которых матрицы вообще «микроскопические» — 1/2.3) это технологический прорыв. Короче, лучшая камера в своем классе. Но в нашем обзоре нет супер-зумов, как и зеркалок.
Sony RX1 / RX1r
Мы уже упоминали об RX1 в самом начале, в описании Sony A7s. Недостаток: нет встроенного видоискателя, что непозволительно для такой серьезной и дорогой любительской камеры. В общем, ждем аппарата с новой сверх-чувствительной матрицей, как у A7s, и встроенным EVF.
Olympus OM-D EM5
Первый аппарат в серии OM-D, появившийся в 2012 году. Отличная камера, занимающая промежуточное положение в линейке OM-D, между EM10 и EM1. Сейчас часто продается с хорошей скидкой. Ее присутствие на рынке еще больше осложняет непростой выбор наиболее подходящей камеры стандарта Micro 4/3.
Fujifilm X100T
X100T — самая последняя модель серии дальномерных камер с несменной фиксированной оптикой марки Fujifilm. Она избавилась от недостатков своих предшественниц — некоторой медлительности и прочих досадных мелочей, свойственных новым продуктам. Дизайн не может не порадовать ретроградов и хипстеров — стиль Leica или даже советских «ФЭД» и «Зоркий». Почему же Fujifilm X100T не попала в топ? Не знаю… Внешний вид, качество сборки — все приличное. Но размеры аппарата немалые, а те горы фотографий, полученных с помощью 100T, которые я видел в сети, меня не сильно впечатлили. Тот же Ricoh GR в полтора раза компактнее и в полтора раза дешевле, а снимает, на мой взгляд, как минимум, не хуже.
Смотрите также:
Старый пост про фотокамеры стандарта Micro 4/3
и обзор лучшего камерофона 2014 года — Nokia Lumia 1020
Текст © Владимир Невзоров, 2014 / nahshaus.ru