Аппараты Micro 4/3 — отличная альтернатива «зеркалкам»

Последний год-два я мало фотографировал, максимум что-то на iPhone. Но когда родился ребенок, конечно, появился стимул часто браться за фотоаппарат. Мой Canon G9, как оказалось, уже морально устарел: снять что-то или кого-то при слабом комнатном освещении, тем более ребенка, который постоянно крутится и меняет выражение лица, просто невозможно!

Для нормальной съемки в помещении (без вспышки) нужна большая матрица, быстрый процессор и «светосильная» оптика. (Пояснения для начинающих фотолюбителей, которые не очень разбираются в технических параметрах, — в самом конце статьи.)

Из-за небольших физических размеров матрицы все компактные аппараты (и недорогие «мыльницы», и что-то более серьезное, например, новые Canon G15 и Fujifilm X10) отпали сами собой. А «Зеркалку» приобретать не хотелось (старенькую Sony Alpha 100, купленную в 2006 г., из-за ее солидных габаритов я мало куда брал). Тем более, к зеркальной камере нужен набор оптики для разных ситуаций, который превращает фотоаппарат в огромный багаж.

Буковель, январь 2013 г. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Буковель, январь 2013 г. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Оказалось, что компромисс между небольшими размерами и качеством существует — в виде системной беззеркальной камеры, являющейся относительно новым типом аппаратов, появившийся несколько лет назад как альтернатива зеркальной камере начального или среднего уровня. Вот основные три плюса «беззеркалки» по сравнению с зеркальными камерами:

Системные фотокамеры Panasonic G3, GF3 и GH2 (все уже сняты с производства) и коллекция объективов. Под термином «системная камера» подразумевается фотоаппарат, который является частью «системы» - набора объективов на все случаи жизни и прочих дополнительных устройств

Системные фотокамеры Panasonic G3, GF3 и GH2 (все уже сняты с производства) и коллекция объективов.
Под термином «системная камера» подразумевается фотоаппарат, который является частью «системы» — набора объективов на все случаи жизни и прочих дополнительных устройств

1. Поскольку в конструкции отсутствует механизм с зеркалом, она значительно меньше и легче при относительно высоком уровне качества. Оптика беззеркалок, как правило, тоже небольшого размера: набор из трех объективов поместится даже в женскую сумочку.

Сравните размеры камер. Три первых аппарата в верхнем ряду - зеркалки, крайняя справа - беззеркалка Panasonic G5. Розовым цветом показан силуэт новой беззеркалки Canon EOS-M (наверное, хороший аппарат, но с очень  маленьким выбором оптики)

Сравните размеры камер. Три первых аппарата в верхнем ряду — зеркалки, крайняя справа — беззеркалка Panasonic G5. Розовым цветом показан силуэт новой беззеркалки Canon EOS M (наверное, хороший аппарат, но с очень маленьким выбором оптики)

2. Все современные беззеркальные аппараты хорошо снимают видео (HD-качества, 30 или 60 кадров в сек.), что умеют делать далеко не все зеркалки.

3. Скорость работы беззеркалки достаточно высокая. Как правило, выше, чем у бюджетной зеркальной камеры, поскольку ей не требуется время на срабатывание механизма с зеркалом.

Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Фрагмент предыдущей фотографии

Фрагмент предыдущей фотографии

Есть масса системных беззеркалок разных производителей, и сразу выбрать оптимальный вариант непросто. Если ограничиться ценой в 700-1.000$ (за кит), то есть три основных варианта: Sony NEX (беззеркальная Alpha), аппараты стандарта Micro 4/3 (производства Panasonic и Olympus + оптика Leica) и несколько камер серии Nikon 1.

Sony Alpha NEX 6, справа - теле-объектив 55-210 mm

Sony Alpha NEX 6, справа — теле-объектив 55-210 mm

Несмотря на то что Sony дает отличное качество фотографий и видео (используемая Sony матрица стандарта APS-C — самая большая из перечисленных аппаратов), я не стал брать NEX из-за ограниченного выбора оптики. По-настоящему классный светосильный объектив есть только один — 24 mm 1.8. Кроме того, все объективы Sony слишком большого размера (при схожих с M4/3 характеристиках они крупнее раза в два).

Nikon 1 J1 с самым компактным для этого аппарата широкоугольным объективом, рядом - универсальный зум-объектив 10-30 mm

Nikon 1 J1 с самым компактным для этого аппарата широкоугольным объективом, рядом — универсальный зум-объектив 10-30 mm

Nikon 1, как я имел возможность убедиться, пользуясь аппаратом Nikon 1 J1 в течение месяца, не дотягивает до своих конкурентов по качеству картинки, в первую очередь из-за относительно небольшой матрицы. Впрочем, сам аппарат оставил приятное впечатление: очень быстрый, компактный крепкий корпус, удобное экранное меню, невысокая цена…

(На самом деле, в рассматриваемом ценовом диапазоне, есть еще беззеркальные аппараты Samsung с матрицей APS-C, как у Sony, но интересного для себя я в них ничего не нашел.)

Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Фрагмент предыдущей фотографии

В итоге, я остановился на стандарте Micro 4/3 — аппаратах Panasonic и Olympus. Основное достоинство системы M4/3 — это широкий выбор классной оптики как производства самих Olympus и Panasonic, так и Leica и других компаний. К вашим услугам десятки разнообразных объективов, среди которых есть настоящие жемчужины, предлагающиеся только для M4/3. Например, фантастическая светосильная Leica 25 mm 1.4 за 600$ (аналогичный объектив для самой Лейки стоит около 7.000$) — настоящая классика, лучшего для компактных камер просто не существует. Портреты, сделанные в бытовой обстановке при плохом освещении, получаются отлично.

Светосильный объектив Panasonic / Leica Summilux 25 mm 1.4 - лучший выбор для Micro 4/3

Светосильный объектив Panasonic / Leica Summilux 25 mm 1.4 — лучший выбор для Micro 4/3

Вот примеры некоторых других замечательных объективов: Panasonic 20 mm 1.7 (недорогая и компактная альтернатива вышеописанной Leica), Olympus 12 mm 2.0 (светосильный широкоугольный — прекрасно для интерьеров), Olympus 70 mm (отличный «портретник» для уличной съемки), Panasonic 35-100 mm 2.8 (с фиксированной максимальной диафрагмой на всем диапазоне), Panasonic 100-300 mm (ультразум, удобен для съемки животных и взлетающих самолетов), Voigtlander 17.5 0.95 (мануальный супер-светосильный объектив, которым можно снимать на улице ночью без штатива).

Снято на Olympus OM-D /  Panasonic 20 mm 1.7. (Фото С.Ш.)

Снято на Olympus OM-D / Panasonic 20 mm 1.7. (Фото С.Ш.)

Фрагмент предыдущей фотографии

Фрагмент предыдущей фотографии

Об этой оптике можно прочитать (и увидеть примеры снимков) на отличном англоязычном блоге http://www.stevehuffphoto.com, посвященном беззеркальным камерам.

Panasonic G5 c китовым зум-объективом 14-42 mm

Panasonic G5 c китовым зум-объективом 14-42 mm

Что выбрать — Olympus или Panasonic — решать читателю. У каждого производителя есть целая линейка отличных M4/3-камер в ценовом диапазоне 500-1.500$ за кит. Я выбрал Panasonic G5.

По мнению многих опытных любителей, Olympus OM-D — самый лучший аппарат из M4/3, но он же и самый дорогой, если не брать в расчет массивный профессиональный аппарат Panasonic GH3.

Olympus OM-D со вспышкой. Фото В.Н.

Olympus OM-D с установленной вспышкой. Кадр сделан с помощью Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Ознакомиться с техническими подробностями аппаратов M4/3 можно на сайтах производителей — http://panasonic.ru/products/digital_av/digital_still_camera/lumix_g и http://www.olympus.com.ru/site/ru/c/cameras/.

По качеству картинки все современные аппараты M4/3 последнего поколения находятся примерно на одном уровне (благодаря практически одинаковой 16-ти мегапиксельной матрице), разница в цене зависит от типа корпуса и наличия ряда дополнительных устройств, таких как, например, встроенный электронный видоискатель или поворотный экран.

Карпатские ели, Буковель, январь 2013 г. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Карпатские ели, Буковель, январь 2013 г. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Основное различие Olympus и Panasonic заключается в типах системы стабилизации. У Olympus она встроена в корпус аппарата, а у Panasonic — в объективы (не во все).

Поэтому объективы-ультразумы производства Olympus не очень хорошо подходят камерам Panasonic, изображение часто бывает смазано (правда, портретных и широкоугольных объективов это не сильно касается).

Фотоаппарат Panasonic G5

Фотоаппарат Panasonic G5

Итак, я купил Panasonic G5 примерно за 950$. В комплекте к нему идет очень компактный универсальный объектив 14-42 mm (к камерам Olympus универсальная оптика такого размера — толщиной всего 3 см — не предлагается). Отличие G5 от других камер Micro 4/3 состоит в следующем: экран высокого разрешения, поворачивающийся во всех направлениях; корпус с рукояткой, который удобно держать даже одной рукой (по эргономике напоминает зеркальную камеру); электронный видоискатель с очень высоким разрешением (иногда даже кажется, что смотришь в оптический видоискатель); запись HD-видео со скоростью 60 кадров в секунду (на практике мне не пригодилось); бесшумный режим работы благодаря электронному затвору (пока тоже не воспользовался, хотя это должно быть удобно, скажем, в музее или театре).

Старинный кассовый аппарат в киевском Музее-аптеке. Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Старинный кассовый аппарат в киевском Музее-аптеке. Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Фрагмент предыдущей фотографии

Фрагмент предыдущей фотографии

За три месяца эксплуатации нашел только два условных минуса: корпус G5 все-таки не совсем компактный: когда не хочется брать с собой сумку (а в карман такой аппарат, конечно, не помещается), задумываюсь о приобретении дополнительного боди Olympus (например, E-PM2); заряда аккумулятора хватает кадров на 250-300 (в два раза меньше, чем у средней зеркалки), поэтому заказал в интернет-магазине второй, запасной.

Корни. Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Корни. Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4. (Фото В.Н.)

Покупая системную камеру, нужно понимать, что без набора хорошей оптики вся затея с M4/3 теряет смысл. Качество фотографий, сделанных на китовую оптику разочарует, результат не намного превзойдет снимки, полученные с помощью менее дорогих компактных аппаратов.

Обязательно нужно взять хотя бы один светосильный объектив: Panasonic 20 mm 1.7 или более крупный и дорогой вариант — Leica 25 mm 1.4 (как у меня).

Официантка, Буковель. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Официантка, Буковель. Снято на Olympus OM-D. (Фото С.Ш.)

Чтобы перекрыть весь диапазон основных применений, можно еще приобрести светосильный широкоугольный (я купил очень классный Olympus 1.2 mm 2.0, б/у за 500$) объектив, ультразум, а также макро-объектив. Весь набор такой оптики обойдется, примерно, в 2.500$. Конечно, сумма немалая, но зато вы получите качественную систему на все случаи жизни. К тому же, оптику всегда можно потом продать, так как, в отличие от самих аппаратов, она не так сильно теряет в цене. Да и не нужно покупать все сразу, растяните удовольствие на год-полтора: каждый новый объектив будет дарить вам радость, поэтому систему даже лучше собирать постепенно.

Ночью за работой. Автопортрет, Olympus OM-D / Panasonic 20 mm 1.7. (Фото С.Ш.)

Ночью за работой. Автопортрет, Olympus OM-D / Panasonic 20 mm 1.7. (Фото С.Ш.)

Не обязательно приобретать только оптику, специально предназначенную для Micro 4/3, можно использовать и другие объективы, даже старые советские, которые стоят совсем недорого. Для этого понадобится специальный переходник (к каждому стандарту оптики — свой).

Я заказал на Amazon’е переходник к объективам Sony Alpha, чтобы иметь возможность использовать неплохой макро-объектив Sigma 50 mm 2.8, оставшийся от моей старой зеркалки (см. качество фотографий, например, в этом посте: http://nahshaus.ru/queen-orb).

К сожалению, любая неродная оптика будет работать только в ручном режиме, без автофокуса. Зато к вашим услугам — несметное количество прекрасной старой оптики, которую можно покупать за совсем небольшие деньги.

 

* * *

Какая же беззеркалка ваша? Вот мои рекомендации (напомню, что качество картинки у всех аппаратов примерно одинаково высокое):

Olympus PEN EP-M2 - одна из самых компактных камер стандарта Micro 4/3. Предлагается в четырех цветах корпуса: белом, серебристом, красном и черном

Olympus PEN EP-M2 — одна из самых компактных камер стандарта Micro 4/3. Предлагается в четырех цветах корпуса: белом, серебристом, красном и черном

Olympus E-PM2, если самое главное — размеры и вес. В комплекте с компактной оптикой аппарат почти сопоставим по габаритам с «мыльницами»;

Olympus E-PL5, если при небольших габаритах нужен еще и поворотный экран;

Panasonic GF5, если хотите получить очень компактный аппарат (с плоским универсальным объективом в комплекте) за минимальные деньги;

Olympus OM-D может поставляться с таким крупным китовым зум-объективом

Olympus OM-D может поставляться с таким крупным китовым зум-объективом

Olympus OM-D E-P5, если финансовая сторона не сильно волнует, но нужен крепкий влагозащищенный корпус со всеми органами управления на нем. При этом вы получите, пожалуй, самый привлекательный внешне аппарат с ретро-дизайном в стиле пленочных камер Olympus 80-х годов;

Panasonic GH3, если нужен мощный профессиональный инструмент;

Panasonic G5, если желаете иметь удобную универсальную камеру с лучшим сочетанием «цена — техническое оснащение».

В продаже есть и другие аппараты стандарта Micro 4/3: Panasonic GX1, Panasonic GF3, Olympus E-P3, Panasonic G3, Olympus EP-L3 и другие, но это камеры прошлого поколения, немного уступающие по качеству снимков всем вышеперечисленным. Хотя, если вам предлагают одну из таких камер по приемлемой цене, это может оказаться хорошим вариантом, поскольку за качество изображения в большей степени отвечает оптика, чем боди.

 

* * *

Если вы пока не готовы купить беззеркалку (все-таки придется потратить приличные деньги на оптику), то рекомендую обратить внимание на два очень неплохих компактных аппарата: Sony RX100 и Canon G15, мощная электронная начинка которых заключена в крепкие металлические корпуса, с широким функционалом, полным набором ручных настроек и относительно светосильной оптикой (по крайней мере, на широком углу).

Sony RX100 - пожалуй, лучшая компактная камера

Sony RX100 — пожалуй, лучшая компактная камера

При чем RX100 — это единственная универсальная компактная камера (попавшая, кстати, в список 50-ти лучших инноваций 2012 года по версии журнала Time) с довольно большой матрицей 1″ (как у беззеркалки Nikon 1, о которой я говорил выше), что больше 1/1.7″ (у Canon G15) или 2/3″, как у большинства «мыльниц».

Посмотрите в интернете примеры снимков и отзывы — наверняка, они вас не разочаруют. Если вы согласны потратить на компактный фотоаппарат 500-700$ и не хотите заморачиваться с оптикой (как в случае с Micro 4/3), то RX100 и G15 — отличный выбор (Sony RX100 часто будет давать заметно лучшее качество изображения).

Хотите подробностей — читайте обзор Sony RX100 (на английском) известного блоггера Стива Хаффа здесь: http://www.stevehuffphoto.com/2012/07/26/the-sony-rx100-digital-camera-review/

Ночная улица. Снято на Panasonic G5 / 25 mm 1.4 (без штатива через стекло). (Фото В.Н.)

Ночная улица. Снято на Panasonic G5 / Olympus 12 mm 2.0 (без штатива, без стабилизации, через стекло). (Фото В.Н.)

 

* * *

Информация для начинающих фотолюбителей

 

Размер матрицы

Количество мегапикселей — не самая важная характеристика матрицы (более того, за большим количеством мегапикселей вообще гнаться не стоит), а самое главное — это ее физический размер. Именно он влияет на чувствительность матрицы, а значит, и на качество изображения (уровень шумов при плохом освещении, цветовой диапазон и т.д.). Измеряется он в дробных частях дюйма. Хотя сами числа весьма условно говорят о настоящем размере матрицы, тем не менее, при выборе фотоаппарата нужно обращать внимание именно на этот параметр.

Аппарат Panasonic GX1 со снятым объективом

Аппарат Panasonic GX1 со снятым объективом

Недорогие «мыльницы» и ультразумы имеют самые небольшие матрицы, как правило, от 1/2.7’ до 1/2.3’ ( поэтому, кстати, практически любой самый хороший фотоаппарат-ультразум не может похвастаться отличным качеством изображения, несмотря на впечатляющие размеры «как у профессиональной камеры».) «Продвинутые» компактные камеры — 1/1.8’ — 1/1.6’. Системные камеры Sony Alpha NEX — 1.8’, фотоаппараты Micro 4/3 — немного меньше — 4/3’.

Профессиональные аппараты имеют самые большие, так называемые «полнокадровые» (поскольку равны размеру кадра 35 mm пленки) матрицы. Хотя есть фотоаппараты с матрицами большего размера, чем полнокадровый, например, Leica S2, как у Дмитрия Медведева.

Если вам интересно наглядно увидеть сравнение матриц различного типа, наберите в поисковике Sensor Size.

Sony RX1 - первая в мире компактная камера с полнокадровой матрицей

Sony RX1 — первая в мире компактная камера с полнокадровой матрицей

Кстати, в 2012 году компания Sony выпустила первую в мире компактную камеру с полнокадровой матрицей — RX1. Цена аппарата с несменной оптикой — около 3000$.

 

«Cветосильная» оптика

Термином «светосила» неправильно называют относительное отверстие объектива, формируемое диафрагмой. Очевидно, чем больше может открываться диафрагма, тем больше на матрицу попадает света и, соответственно, более «светосильным» является объектив.

Не буду рассказывать, в чем измеряется светосила (это можно посмотреть на Википедии), просто запомните, что чем меньше число, тем лучше.

Светосильный объектив Leica Summilux-M 1.4 для аппаратов Leica M. Примерно такой же объектив предлагается для Micro 4/3

Светосильный объектив Leica Summilux-M 1.4 для аппаратов Leica M. Примерно такой же объектив предлагается для Micro 4/3

Для портретных объективов показатель меньший, чем f/2.0, — хорошо, а 1.4 и меньше — просто отлично.

У других типов объективов (широкоугольных, теле-, макро-) это число выше, поскольку технически сложно сделать не портретный объектив светосильным. Для широкоугольной оптики очень неплохим показателем является f/2.0, для теле — 2.8.

Зум-объективы, как правило, для каждого угла обзора имеют свое значение минимальной диафрагмы, которое растет с увеличением приближения объекта съемки.

Бывают удивительные «супер-светосильные» объективы. Например, упомянутый выше Voigtlander 17.5 mm 0.95. При полностью открытой диафрагме он дает нерезкое, даже размытое изображение (это обычное свойство всех объективов: чем выше значение диафрагмы, тем меньше резкость картинки), но позволяет снимать почти в темноте.

 

Текст © Владимир Несс, 2013 / nahshaus.ru

Некоторые фотографии © Владимир Несс (В.Н.), Сергей Швец (С.Ш.), 2012-2013

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники


Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.