После развала Союза все заграничное (малодоступное до того времени простым гражданам) резко заполонило рынок. Во всех киосках, палатках, в переходах и прочих торговых точках появились «Сникерсы», аудио- и видеокассеты, иностранная жвачка и т. д. Карманные календарики с «иностранной тематикой» тоже были ходовым товаром: их покупали и школьники, и взрослые. А издавались они зачастую миллионными тиражами, обогащая предприимчивых кооператоров. Большим спросом, конечно, пользовались и календарики с фотографиями автомобилей.
Предлагаем ознакомиться с небольшой коллекцией таких календариков с иномарками начала 1990-х и немного узнать про сами машины, которые на них изображены.
Первое поколение Opel Astra появилось в 1991 году (как и этот набор календариков), заменив популярную модель Kadett.
Типичные представители заокеанского автопрома начала 1990-х: «народная» Chevrolet Lumina; Cadillac STS – «американский Мерседес»; купе Buick; Ford Crown Victoria (такие, если помните, закупала наша милиция).
Купе Chevrolet Lumia Z43; популярный в СНГ внедорожник Opel Frontera; Pontiac Firebird (с передней частью после рестайлинга, 1992-й – последний год выпуска этого поколения); универсал Oldsmobil Custom Cruiser (когда этот календарик отпечатали, модель уже сняли с производства из-за низкого спроса).
Мощный заднеприводный седан Infiniti Q45 (благодаря восьмицилиндровому двигателю разгон до сотни занимал всего 6,7 сек., что хорошо даже по современным меркам); Opel Calibra; крутой спорткар De Tomaso Pantera GT5S (производился до 1991 года); Toyota Corolla (официальный календарик из автосалона Toyota).
Небольшой Pontiac, сделанный на базе Opel Kadett; Volvo 850 в характерном для нее красном цвете (пожалуй, самая крутая модель этой марки в 1990-х); пара ретро-автомобилей: супер-пупер родстер Bugatti и бюджетная Tatra 57 начала 1930-х.
Mitsubishi Eclipse; Lancia Dedra (как вы знаете, почти все автомобили Lancia именуются буквами греческого алфавита); опять премиум-седан Infiniti Q45; Ford Thunderbird (более новый вариант, чем на одном из предыдущих календариков).
Эта серия календариков довольно обширная – почти 80 штук или больше. Нумерация (присутствовала она не на всех экземплярах) стимулировала к их собирательству. В моей школьной коллекции есть почти все номера.
Opel Vectra, пришедший на смену Opel Record; полноприводное купе Audi 80 Quattro; экзотика: Michelotti Pura (концепт-кар конца 80-х) и Italdesign Aztec (всего произвели около 80 экземпляров этого спорткара с раздельными кокпитами для водителя и пассажира).
Возможно, вы обратите внимание: вся эта серия календариков изобилует неточностями и ошибками в названиях машин – Википедии-то под рукой тогда не было.
Lancia Hit с кузовом, разработанным Pininfarina (концепт-кар 1988 года); кабриолет Mercedes SL четвертого поколения (кузов R129); Jaguar XJ220, всего был изготовлен 281 экземпляр, его максимальная скорость – 354 км/ч; Honda NSX, модель продержалась на конвеере целых 15 лет – с 1990 по 2005 г.
Aston Martin Virage (изготовлено чуть больше 1000 экз. за 11 лет производства); Volkswagen Corrado (модель представили как приемника VW Scirocco второго поколения, но в середине 90-х опять вернулись к названию Scirocco); малолитражка Ford Fiesta; Peugeot Oxia – концепт-кар 1988 года, 2,8 литра турбированного двигателя выдавали целых 680 л. с.!
Porsche 911 Carrera 4; Volvo 440, пришедший на смену малолитражкам 300-й серии; Renault 19, еще французского производства (потом стали, если помните, делать в Турции); минивэн Pontiac Trans Sport
Pontiac Grand Prix Turbo; Nissan Prairie; Fiat Tipo — в 1989-м завоевал титул лучшего европейского автомобиля года и имеет долговечный оцинкованый кузов; Mercury Capri
Renault, на календарике написано, что это – Megane, но модель с таким названием появилась только в 1995 году, вероятно, это какой-то концепт; Mazda MPV (аббревиатура MPV означает многофункциональное пассажирское транспортное средство – Multipurpose Passenger Vehicle); Bentley Turbo R, выпускавшийся с 1985 по 1997 г.; еще один Renault 19
MVS Venturi Cabriolet (относительно малоизвестная французская фирма MVS была открыта в 1984 году, сейчас она специализируется на электромобилях); Alfa Romeo 75 Coupe SZ – всего произвели чуть больше тысячи единиц этого спорткара, причем покупатель мог выбрать только экземпляр красного или черного цвета; Cizeta Moroder V16T: неудивительно, что машина похожа на Lamborghini Diablo, поскольку ее производили бывшие сотрудники самой Lamborghini (изготовили всего около 20 экземпляров); Subaru Justy – полноприводная малолитражка
Rover 800, машина разрабатывалась в сотрудничестве с Honda и во многом технически схожа с Honda Legend; Audi V8 – преемник модели Audi 200 и предшественник A8, V8 – говорит о восьмицилиндровом двигателе; Volkswagen Corrado; Jeep Cherokee – этот внедорожник был разработан и выпускался с 1984 года компанией American Motors, но с 1987 года марка Jeep перешла в собственность компании Сhrysler, такой угловатый Cherokee сходил с конвейера до 2006 года.
Суперкар Dodge Viper RT10 с двигателем объемом 8 литров, выдававшим 400 л. с.; седан бизнесс-класса Alfa Romeo 164; Ford Scorpio несмотря на американский бренд, разрабатывался и производился (с 1985 года) в Германии; Range Rover первого поколения, продержался на конвейере целых 26 лет – с 1970 по 1996 г., на фотографии – одна их последних модификаций. Кстати, наверное, можно сказать, что Range Rover является первым внедорожником класса люкс.
Nissan 300ZX — замечательный японский спорткар, многократно признававшийся авторитетными автомобильными журналами и различными критиками как один из лучших автомобилей своего класса; Lada Samara 2109 – экспортный вариант нашей «девятки»; Suzuki Vitara Geo Tracker; Mazda MX-5, вошла в Книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый спортивный автомобиль (с 1989 года было реализовано около 900 тысяч экземпляров).
Colani Forme C – какой-то очень своеобразный и малоизвестный концепт; Citroen Activa – концепт-кар, предшествовавший серийному Citroen Xantia (1993–2002); Mitsubishi Colt Aiolia; Lotus Esprit S4 – английский спорткар, продержавшийся на конвейере с 1976 по 2004 г., как нам кажется, до сих пор смотрится вполне современно. Изначально машину хотели назвать Kiwi, но от этого имени отказались, поскольку по традиции все автомобили Lotus имеют название, начинающееся с буквы E.
Bitter Type 3 – спортивный автомобиль, который производился небольшой частной немецкой компанией, возглавляемой своим основателем Эриком Биттером; Lotus Omega – «заряженный» Opel Omega – плод сотрудничества английской и немецкой компаний; Volkswagen Golf Rallye – спортивный вариант «гольфа» второго поколения.
Lexus LS 400 – рестайлинговый вариант первого поколения самого первого автомобиля марки Lexus, к слову, на LS 400 в начале 1990-х ездил сам Билл Гейтс; CMC Classic Tiffany – лимузин в стиле ретро, аббревиатура CMC расшифровывается как Classic Motor Carriage, что можно перевести примерно как «классический экипаж (коляска) с мотором»; концепт-кар 1987 года – Mazda MX-04; популярный седан бизнес-класса Nissan Maxima
Lancia Thema STW – автомобиль, построенный на одной платформе с Fiat Croma, Saab 9000 и Alfa Romeo 164, в кузове универсал было выпущено всего около 21 тыс. экз.; BMW M5 – спорткар на базе седана пятой серии (кузов E34); Tecoplan Leo – автомобиль готовился к производству одной немецкой компанией на венгерском заводе Ikarus в 1989 году, но в серию, кажется, не пошел; Cadillac De Ville – классический американский седан, конкурент Mercedes Е-класса.
Italdesign Aspid – двухместный прототип, построенный к 20-летию компании; какой-то болид Formula 1; Plymouth Acclaim – обычный американский седан второй половины 1980-х; Bertone Genesis – концепт-кар 1988 года, использовавший узлы Lamborghini.
Ferrari Mondial T – одна из наиболее коммерчески успешных моделей компании Ferrari, их было произведено около 6800 экз.; легендарный американский спорткар Chevrolet Corvette модели ZR1; Mitsubishi Colt конца 1980-х; Toyota Corolla 4WD XL Escape – японский бестселлер в версии полноприводного универсала.
Mercedes 300D (кузов W123) – первый в мире легковой автомобиль с дизельным двигателем (очень надежным и долговечным, как говорят – «миллионником»); какое-то американское купе; Ford Sierra RS Cosworth – «заряженный» вариант обычной «Сьерры», существовал полноприводный вариант; второе поколение минивэна Nissan Prairie.
Раллийная Mazda; вероятно какой-то американский автомобиль (не удалось сразу идентифицировать); Suzuki Vitara; еще один болид Formula 1.
Интересно, а вот эти календарики с прикольной аппликацией были сделаны в Photoshop (программа-то появилась еще в 1990 году) или вручную? Тираж каждого, как указано, – 1 млн. экземпляров. Много же тогда зарабатывали на всякой мелочовке… С одной стороны – календарь на 1992 год, с другой – на 1993.
Текст © nahshaus.ru, 2015
При использовании материалов этого поста активная ссылка на сайт nahshaus.ru обязательна.