Думается, почти все мальчишки послевоенной поры фотографировали, тем более что малоформатные фотоаппараты («Смена», «Зоркий», «Друг», «ФЭД») стоили недорого. Кроме того, в те годы произошло стремительное обновление фототехники, находящейся на руках у населения. Причин тому две. Во-первых, довоенные «Фотокоры» были обменяны на продукты, потому что пользы от фотоаппаратов не было никакой – снимать на улицах во время войны было запрещено. Вот и меняли их на килограмм картошки или муки. Что делали с ними сельские жители, неизвестно, но время от времени коллекционерам попадаются экземпляры довоенных фотоаппаратов в удивительно хорошем состоянии. Возможно, это те самые, выменянные на еду аппараты, так и пролежавшие без употребления где-нибудь в селе пятьдесят и более лет.
Советские школьники фотографируют на «Смену 8М». Киевский зоопарк. Фото Владимира Фалина
Вторая причина известна гораздо лучше – в страну было привезено великое множество трофейных фотоаппаратов: «леек», «контаксов» и «цейсов», которые перепродавались и дарились. В начале 50-х годов советская промышленность освоила выпуск нескольких десятков новых моделей фотоаппаратов. Любители торжествовали. Я увлекся самим процессом фотографирования. Недостаточно было правильно выставить на аппарате выдержку и диафрагму, требовалось еще точно навести резкость.
Фотоаппараты марки «Смена» (на фото – «Смена 6», выпускавшаяся в Ленинграде в 1961-1969 гг.) были самыми простыми и доступными, а поэтому — популярными среди школьников. Кстати, более поздняя модель «Смена 8М» вошла в книгу рекордов Гиннесса как самый массовый фотоаппарат в мире
А, например, в «Смене» (стоимостью всего 5 рублей) не было установки резкости – необходимо было на дальномере установить количество метров до интересующего объекта. После съемки предстояло вставить в темноте пленку, вынутую из аппарата, в бачок, наполненный проявителем. Проявленная и высушенная пленка заправлялась в фотоувеличитель, из специального порошка готовились проявитель и закрепитель фотобумаги. Эти растворы выливались в специальные ванночки, и при свете красной лампы в темной комнате начинался процесс фотопечати. Готовые снимки затем сушились в глянцевателе. Как видно, это был целый процесс: для ребятни и таинственный, и занимательный!
Данный экземпляр фотоаппарата, вероятно, 1967 года выпуска: на корпусе размещен шильдик с надписью «50 лет Октября»
О чем сейчас жалею, так это о том, что фотографировал не то, что надо! Надо было снимать свой двор, свою коммунальную квартиру, своих соседей, переулок, школу, гору Щекавицу… А я снимал Крещатик, памятники вождям, театры и т. д. – все то, что впоследствии было многократно запечатлено профессиональными фотографами на открытках, в фотоальбомах и книжных иллюстрациях.
Фирменный чехол из искусственной кожи с логотипом «ЛОМО»
Читайте наш пост про фотоаппарат «ЛОМО Компакт» и жанр «Ломография»
Уже через много лет я познакомился с двумя киевлянами – фотографом и живописцем (фамилии их не буду называть), которые, в отличие от меня, увековечили в своих работах киевские дворики, покосившиеся домики, старинные забытые улочки… И что же, их забирали в милицию, где они писали объяснения в ответ на вопрос: «С какой целью вы очерняете нашу советскую действительность?».
«Смена 6» со снятой задней крышкой
Текст © Виталий Баканов, Издательство «Скай Хорc», 2011 / www.skyhorse.ua
Фотографии аппарата «Смена 6» © Владимир Невзоров, 2014
Черно-белая фотография © Владимир Фалин
Читайте статью о фотографе Владимире Фалине на нашем блоге (+ много советских фото)
Эта статья про юных фотографов была опубликована в книге «Детство 50-х – 60-х. Воспоминания киевлянина».
Также подготовлена аудио-версия этой книги для iOS, ее можно загрузить из App Store.