Кто бы мог подумать, что советский фотоаппарат «ЛОМО Компакт», выпуск которого начался в 1984 году, сможет породить на Западе целый жанр фотографии — «Ломографию». Причем произошло это уже после распада СССР …
Началась история в 1980 году, когда замминистра оборонной промышленности Игорь Корницкий посетил в Кельне одну из самых популярных международных выставок кино- и фотоаппаратуры — Photokina. Среди множества экспонатов он обратил особое внимание на маленькую автоматическую японскую камеру Cosina CX-2. Вскоре «Ленинградское оптико-механическое объединение» (ЛОМО) получило задание подготовить аналогичный аппарат. За два года, под руководством конструктора Михаила Холомянского, был разработан «ЛОМО Компакт-Автомат» (ЛК-А), а еще через два года он пошел в производство.
ЛОМО Компакт, экземпляр 1984 г.
Опытные образцы, представленные в 1983 году на суд специальной комиссии, имели оригинальный дизайн, который не понравился Корницкому, и было решено почти полностью скопировать внешний вид японской камеры.
Рядом с видоискателем находится колесико для установки чувствительности пленки
Как сообщает Википедия, «Ломо Компакт» — это первая советская компактная камера, не нуждающаяся в футляре. Действительно, небольшие габариты, сопоставимые с современными «мыльницами», позволяют легко положить аппарат в карман куртки, а защитные шторки, закрывающие объектив и видоискатель, надежно защищают оптику от отпечатков пальцев и царапин.
Фотоаппарат оснащен автоматическим электронным затвором и управляемым экспонометрическим устройством. Электроника питается от трех «часовых» батареек LR43 или AG12 (в советское время назывались «СЦ-32»), без которых аппарат, к сожалению, не работает.
Сравните габариты «ЛОМО Компакт» и одной из самых небольших системных камер Nikon 1 J1
Широкоугольный светосильный объектив «Минитар 1» (1:2.8 32мм) дает большую глубину резкости, заметное виньетирование (затемнения по краям кадра) и подушкообразную дисторсию (изображение как бы слегка вогнуто). Впрочем, почитатели «Ломо» эти особенности за недостатки не считают.
Москва, Северное Чертаново, 1985 г.
Обратите внимание на сильное виньетирование
* * *
Если зайти на сайт «Ломографического общества» (Lomographic Society International) — www.lomography.com, — то мы узнаем, что это международная общественная организация, основанная в 1991 году двумя австрийскими студентами Маттиасом Фиглем (Matthias Fiegl) и Вольфгангом Штанцингером (Wolfgang Stranzinger), которые во время своей поездки в Прагу купили советскую камеру «ЛОМО Компакт» (ЛК-А) и были ей так очарованы, что решили посвятить ей все свободное время. Ломография — это не просто хобби, но и образ жизни, девиз которого — «Любовь и Двежение» (так ребята решили расшифровать аббревиатуру LOMO — «Love and Motion»).
Магазин Lomography, Тайбэй (Тайвань)
Сейчас Ломографическое общество имеет 70 представительств в разных странах (в том числе и России). Издаются книги и журналы, открываются тематические сайты, проводятся выставки, на которых, как правило, снимки группируются в «ломо-стены» (причем, по мнению организаторов, художественную ценность имеют не только отдельные фотографии, но и стена вцелом). Более подробно ознакомиться с историей организации, посмотреть огромное количество снимков и что-то купить в их интернет-магазине можно на сайте www.lomography.ru.
Ломо-стена в Лондоне
А вот десять заповедей ломографа, остающиеся неизменными уже двадцать лет:
1. Всегда имей при себе камеру
2. Снимай в любое время дня и ночи
3. Ломография — часть твоей жизни
4. Снимай от бедра
5. Походи к объекту съемки как можно ближе
6. Не думай
7. Будь быстр
8. Ты не знаешь заранее, что получится
9. Да и после съемки не знаешь тоже
10. А теперь забудь все правила и снимай
На мой взгляд, правила 1, 2, 3, 4 (отчасти), 5, 7 — типичные для направления «Уличной фотографии» (Street Photography). Я разделяю мнение, что нужно иметь при себе камеру, быть быстрым и подходить к объекту съемки близко (особенно, имея широкоугольный объектив). Но остальные правила мне лично не совсем импонируют: не думать и даже не предполагать, что получиться — это больше похоже на игру с детским калейдоскопом, чем на творчество. Еще и перевод пленки… Не лучше ли тода «все подряд» снимать на iPhone: он максимально компактный, всегда с тобой, простой и быстрый, не требует расходов на материалы? Можно щелкать сколько угодно, а потом стереть 99% процентов «мусора», оставив только (случайно получившиеся) хорошие фотографии. А для «неповторимого изображения» можно установить Instagram!
Надпись «ЛК-А» в правой части корпуса означает: «ЛОМО Компакт Автомат»
С 2006 года точная копия «ЛОМО Компакта» — LC-A+ — производится по заказу Общества в Китае. Причем есть аппараты с китайской оптикой, а есть — с оригинальной российской. Цена в интернет-магазине немалая — 390 евро. Любителям также предлагаются разнообразные аксессуары и всякие сопутствующие «модные» товары — сумки, футболки и т.п.
Большая книга Lomo LC-A за 79 евро
* * *
Я достаю из пластмассовой коробки свой старый «ЛОМО Компакт» — первый родительский фотоаппарат, купленный в 1985 году за 75 рублей, судя по информации в инструкции / гарантийном талоне. Аппарат выглядит как новый, никаких царапин и потертостей. Если поднести его к лицу, то хорошо чувствуется специфический запах, наверное, свойственный всей фототехнике того времни.
ЛОМО Компакт
Очень крепкий корпус приятно лежит в руке, пальцы не скользят благодаря немного грубоватому, но качественному, шершавому покрытию «под кожу».
Не сразу понимаю, как открыть крышку: оказывается, нужно потянуть за колесико наверху, которое в инструкции называется «рукояткой обратной перемотки пленки». Внутри вижу выгравированный номер — 845027, первые две цифры, вероятно, говорят о годе выпуска — 1984-й.
Москва, Битцевский парк, 1985 г.
Слева от объектива находится рычажок наводки на резкость. Имеется всего четыре положения: 0.8 м, 1.5, 3 и бесконечность. Так что неопытному фотографу нужно потренировать свой глазомер, чтобы не промахнуться мимо объекта съемки. Справа от объектива — еще один рычажок, предназначенный для установки диафрагмы: вручную от 2.8 до 16, а также для перевода в автоматический режим.
Москва, Братцево, 1989 г.
Конечно, дома давно уже нет ни фотопленки, ни подходящих батареек…
Если будет время, куплю и то, и другое и попробую поснимать, чтобы провести сравнительный анализ снимков, полученных «Компактом» и каким-нибудь современным аппаратом.
Москва, Братцево, 1989 г.
Текст и фотографии (кроме ломо-стены, книги и магазина) © Владимир Невзоров, 2012 / nahshaus.ru
Нравится ломография, но не хочется заморачиваться съемкой на пленочный аппарат? Читайте наш обзор выдающегося цифрового компакта Ricoh GR