Фалеристика в советские годы

Интервью для будущей книги корреспонденту издательства «Скай Хорс» Анне Антоновой дают руководитель проектов «Faleristika.info» и «Музей Торговли», культуролог Алексей Сидельников и представитель проекта «Faleristika.info» в России, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности», кандидат искусствоведения Михаил Тренихин

muziy-torgovli-logo-smallmoskovskiya-drevnosti-logo-smallfaleristika-club-logo-small

1. Анна: На какие годы (десятилетия) приходится пик коллекционирования значков?

Алексей Сидельников: А что такое пик коллекционирования? По количеству покупаемого/продаваемого? Если так, нам сегодня нам никогда не сравняться с СССР! Коллекционирование марок, а потом и значков, были частью воспитания и культуры. Но всё-таки, отвечая на вопрос, можно выделить 1979-1986 годы.

Михаил Тренихин: Но тысячные тиражи не повод развиться коллекционированию, как массовому увлечению! Поэтому «массовую скупку» не нужно путать с коллекционированием. Коллекционирование и собирательство очень разные вещи.

2. Анна: Какие темы были наиболее популярными в 60-е, 70-е, 80-е и 90-е годы?

Сидельников: Ни малейшего представления о 1960-х не имею. Предположить можно, что Фестиваль 1957-го года и космическая тематика в связи с успехами СССР в этой сфере. Но коллекционирование — это всё же массовость и общение коллекционеров, а не собирательство на старый вымпел. В 1970-е уже что-то стало появляться. Скорее всего, первое место можно отдать сувенирным значкам различных мест отдыха. Потом, конечно же, значки-гербы. Возможно, что и собирание изображений В.И. Ленина, выпущенные огромными тиражами и огромным количеством отечественных и зарубежных социалистических предприятий, не могло не зародиться, как массовый вид коллекционирования значков, именно тогда. С конца семидесятых «выстрелил» спорт. Победы Советских сборных команд по хоккею с шайбой, помогли развиться коллекционированию и значком посвящённых хоккею (интереснейшие вещи 1979 года!) и значкам, рассказывающим о других видах спорта. 1980-е годы упрочили положение значков-гербов, добавили детские значки (в т.ч. популярные пластмассовые переливашки), и, появилась новая крупнейшая тема для коллекционеров — Олимпиада-80, которая также стала отправной точкой для изучения коллекционного материала прошедших олимпиад и подготовке к будущим.

Тренихин: Во-первых, насчёт того, что Алексей, якобы не имеет представления о 1960-х годах – кокетничает. Он, как основатель проекта «Музей Торговли», как раз знает и историю, и стилистику советских лет, а 1960-е – его любимый период. Но я отвлёкся. Надо отметить, что конец 1980-х — это уже кооперация. Т.е. полностью отторгается любая воспитательная задача коллекционирования, а начинается коммерческий подход, но, как ни странно, большей частью коллекционерам это творчество так и не понравилось до настоящего времени. Отмечу выпуск кооператорами и частными лицами гербов — очень удачные и недостающие значки (в советское время или меняли элементы гербов, содержащих царские или религиозные символы, или просто не изготавливали).
А вот в 1990-е к прочно держащим позиции гербам добавились Советские отличники, Советские награды и Третий Рейх. Это уже не значки, как как правило, серьёзные государственные награды. И, конечно, с конца СССР становится популярным коллекционирование предметов Российской Империи. И до сегодняшнего дня эта тенденция развивается. А то мы всё про значки, а ведь есть и ювелирно выполненные жетоны, нагрудные знаки, медали и ордена.

Значок прибалтийской фирмы Norma, вид с двух сторон

Значок прибалтийской фирмы Norma, вид с двух сторон

3. Анна: Можно ли выделить какие-то основные предприятия-изготовители значков? (Например, вспоминаются прибалтийские металлические значки с маркировкой Norma.)

Сидельников: Norma — крупное производство в Эстонии. И как многие производства СССР оно было обязано изготавливать что-то типа ТНП. Но они и так этим занимались, поэтому начали изготавливать значки, по имеющейся похожей технологии производства из металла кухонной посуды.

Тренихин: Скорее всего крупные производства: Победа, Русский сувенир, ЭТПК, Спортзнак, конечно же Монетные дворы – Московский и Ленинградский. Сейчас много изготовителей. Гербы — первенство за отличными работами предприятия «Родник».

4. Анна: Какие были основные технологии производства значков? (Материалы, способы нанесения изображения и т.п.)

Тренихин: Мы, конечно, избалованы и любим т.н. тяжёлый металл (бронза, латунь, серебро) с горячими эмалями. Основная технология изготовления металлических (драгоценные металлы, латунь, медь, силумин и т.д.) предметов фалеристики — штамповка и последующее наложение эмали (самое лучшее!), краски, заливка бумажной картинки прозрачным слоем… (но последнее мы уже не любим). Сейчас самое распространённое – закатные значки. Но это уже и не значок, как произведение, а скорее, открыточка, закатанная под плёнку в круглую форму. Кстати, интересно, что ряд знаков есть в двух вариантах: бронза с эмалями и такой же, но уже в алюминии с краской. Конечно, смотрится значительно лучше первый. Тонкая ювелирная проработка. Алюминий так не смотрится.

Сидельников: Да, но ряд значков Украинской ССР был очень неплох. Такое ощущение, что алюминиевые штамповали и формам под бронзу и деталировка была ещё очень хорошей. Также ряд предприятий изготавливает металлические значки травлением. Пластмассовые значки изготавливаются по обычной технологии литья расплавленной пластмассы в металлические формы. А, например, первый знак пионерского лагеря Артек был изготовлен кустарно, переплавлен из зубных щёток.

5. Анна: Что можно сказать о значках, посвященных Золотому Кольцу и гербам других городов СССР?

Сидельников: Это будет субъективная оценка. Золотому кольцу посвящены дешёвые и некрасивые кругляшки. Но и их собирают и гордятся. Ну а гербы — это особый мир коллекционирования, — это замечательно! Гербы городов СССР — это минимум два герба. Герб царский (например, по Винклеру) и герб советский (новые символы труда). И очень часто оба красивые.

6. Анна: Какие были способы «модификации» значков? Например, я помню, что изображение на октябрятской звездочке стачивали напильником — получалось подобие звезды шерифа; а значки с варио-эффектом меняли бумажку с картинкой на что-то вырезанное из импортного журнала.

Сидельников: Стачивания не помню. Ничего подобного у нас не было. Носили гордо. Также и значки с варио-эффектом не представляю. Это переливающиеся что ли? Там тоже ничего не меняли. Были пластиковые закатные. Там бумажку могли поменять. Такое было у кооператоров: купят детские значки, выкинут картинку и положат фотографию зарубежного рок-исполнителя. И перепродадут дороже.

Тренихин: Ну я бы добавил про всяческие «дембельские самоделки». Вот это у оканчивающих срочную службу в Советской Армии, было популярно! И до сих пор, спиленные и сточенные знаки комсомольцев интересны ряду коллекционеров. Там, как правило, использовали стандартный значок ВЛКСМ с профилем Ленина и дальше добавляли металлические детали, насаживая их на штифт от знака. Самые частые варианты – выпиленные ракеты, самолёты, танки, боевые корабли – исходя из того, в каком род войск служил человек. И вот помимо дембельских альбомов с фотографиями оставались такие армейские сувениры.

Значки в специальном альбоме, сделанном в начале 1990-х. За четверть века поролон пришел в негодность

Значки в специальном альбоме, сделанном в начале 1990-х. За четверть века поролон пришел в негодность

7. Анна: Как хранили коллекцию?

Тренихин: В основном коллекций было мало. Были чаще собрания значков, т.к. коллекция подразумевает систему. Хотя мы знаем и о прекрасных коллекциях в советское время. Начинающие коллекционеры значки держали прикреплёнными на вымпелы или старые галстуки. Увеличение подборки приводило к увеличению вымпелов и их размеров. Далее значки перемещали на подвешенные поролоновые листы, прикреплявшиеся на места ранее размещавшихся вымпелов. Другим шагом было вырезать поролон и собрать листы в папку. Ближе к 90-м появились такие же альбомы для значков. Значки на поролоне смотрелись хорошо. Но оказалось, что поролон имеет свойство провисать, стареть и прилепляться к значкам.

8. Анна: Какие события / объекты получили на значках 70-80-х годов особую популярность (Олимпиада-80, Интеркосмос и т.п.)?

Сидельников: Олимпиала-80. Это самый популярный повод для выпуска значков в восьмидесятые.

Тренихин: Есть огромное количество разновидностей Олимпийского мишки – разные производители, разные цвета, разный дизайн. А если ещё добавить иностранные – сотни три набирается. И некоторые очень дорогие.

9. Анна: Были ли распространены в 70-80-х годах самодельные значки? Если да, то что и как делали?

Тренихин: Упомянутые выше дембельские развлечения.

Сидельников: Самодельные значки не распространены, т.к. это единичные экземпляры. Гербы-самоделки — это отдельная тема и большой объём.

10. Анна: Что можно сказать о значках от кооператоров второй половины 80-х — начала 90-х? Какие были технологии изготовления, какие сюжеты (изображения) пользовались особой популярностью? Сколько стоили такие значки в розницу?

Сидельников: Кооперативные значки были очень распространены. Темы самые разнообразные: СССР (много красивых гербов Союза, флагов, перекрещенных флагов СССР и кто-то другой, часто США), музыка (отечественные, в т.ч. умершие, например, В. Высоцкий) и зарубежные музыканты и исполнители песен), опять же сувенирка и гербы.
Отдельно появились предметы фалеристики с элементами военной символики, в т.ч. придуманными.

Тренихин: Технология не менялась: штамповка, отливка, замена картинки.

Популярный способ хранения значков - на плотной ткани

Популярный способ хранения значков — на плотной ткани

11. Анна: Привозили ли в советское время значки из других соцстран? Если да, то что это было?

Сидельников: Привозили и немало! Помню значки Кубы (революционные и трудовые), ГДР (учебные, антифашистские) и Югославии (разнообразные предприятия, выставки) и, конечно же, Польши (военные, например), где похожая на нашу культура фалеристики и много изготовителей. Значки были яркие, с иностранными буквами. Но как предмет коллекционирования они не привились.

Тренихин: Зато сейчас популярны. В том числе и озвученные выше Алексеем страны. Подборки по комсомолу и пионерии бывают очень интересны. Например, говорят, что пионерские значки Вьетнама были изготовлены из металла сбитых американских самолётов времён Вьетнамской войны. Но ведь молодёжные коммунистические организации имелись и в капиталистических странах: знаю именно пионерские (не скаутские) значки из Франции, Финляндии, Западного Берлина. Ну и всякая экзотика из стран Африки. Так что тоже обменивались при посещении молодёжных делегаций. А сегодня эти предметы собирают для расширения представления о молодёжном движении в советские годы.

12. Анна: Продавались ли у нас импортные значки в 90-х, или это не было популярным. Если продавались, то что именно?

Сидельников: Я не помню, продавались ли в магазинах. Но значок — это в первую очередь тема. Свою тему смотришь — остальное и не замечаешь. Но на рынках большая часть иностранных значков продавалась за копейки.

13. Анна: Есть ли какая-то интересная информация про пионерские, октябрятские, комсомольские и т.п. значки, которые были у всех? (История их создания, про художников-авторов и пр.)

Сидельников: Никогда об этом не задумывался. А самостоятельно не пробовали посмотреть в Интернете?

Тренихин: Ну вот в 1930-е годы были кроме массовых значков пионерской организации ещё и зажимы на галстук. Подобные штуковины были и в немецком Гитлерюгенде, и западных скаутских организациях до сих пор есть. Но вот с советскими случилась нехорошая история – в перекрещенных серпе и молоте и поленьях пожара Мировой революции увидели профиль Троцкого, фашистскую свастику и т.п. Нашлись доброхоты. Были и аресты. И зажимы перестали носить. Хотя до этого носили целыми пионерскими звеньями. Но я бы сказал про саму символику знаков Пионерии: пять поленьев в огне (пять континентов, охваченных Мировой Революцией) и поверх серп и молот. Кто-то из коллег по фуруму «Фалеристика.инфо» в своё время удачно и остроумно подметил, что «Истинный пионер должен бросить в огонь молот рабочего и серп крестьянина). Ну это из смешного. В конце Великой Отечественной войны дизайн изменился и появилась более знакомая звёздочка с тремя языками пламени (связь октябрят, пионеров, коммунистов). А в 1961 году добавился профиль Ленина. Но на мой взгляд, чем дальше, чем внешний вид и качество изготовления становились хуже. Знаки 1920-х—1930-х годов интереснее и с художественной, и исторической точек зрения. А поздних страшно много. Может у кого-то ностальгия, но я воспринимаю этот материал как хлам.

14. Анна: Какие значки (нагрудные знаки) выдавали школьникам (за сбор макулатуры, получение какого-то спортивного разряда и т.п.)? Можно привести конкретные примеры наиболее популярных значков такого типа в 70-80-е годы (можно и 90-е, но думаю, их уже не было)?

Сидельников: Иной раз выдавали значки за металлолом. Но я с таким не сталкивался. И сбором металла не занимался, а только макулатурой. Но значков, кажется, не давали — грамоты вручали. А про 1990-е уже ничего не знаю. Да и вторсырьё стали сдавать за деньги.

Тренихин: А я уже как представитель «поколения периода полураспада», самолично не заставший октябрят и пионеров, могу сказать, что в 1990-е таких значков в школе не давали и знаю я подобные только по коллекционированию советской атрибутики.

15. Анна: Насколько коллекционирование значков (особенно советских) распространено сейчас? Какие темы интересуют людей больше всего? Как формируются цены, что ценится / пользуется спросом?

Сидельников: А как это оценить? Соотнести количество зарегистрированных жителей государства в 1980-е и в 1990-е и приходящих в клубы? Никак этого не сделать.
Можно предположить, что коллекционирование распространяется всё больше и больше. К тому же коллекционирование — это труд. Поэтому многие попробуют и бросают.

Тренихин: Темы коллекционирования значков можно просмотреть на форуме «Фалеристика.инфо». Это не просто реклама, а некий саморегулирующийся механизм – есть интересные и популярные темы и люди, готовые поддерживать раздел, размещать информацию о материале – есть и раздел. Основные темы — названия основных разделов: гербы, спорт, флот, военные значки, значки правоохранительных органов, природа, советские отличники, комсомол, фестивали, учебные заведения, автомобили, ж/д, авиация, персоналии и т.п.

Сидельников: Цена формируется обычно: есть спрос — цена растёт. Спроса нет — падает. Плюс качество значка, его редкость и внутреннее чувство продавца.

Тренихин: Бывают пики популярности тем, цены на отельные позиции растут. Потом спад и цены опускаются. Но есть и ряд дорогих знаков, которые всегда в цене и никто Вам их дешевле не продаст – редкость.

16. Анна: Был ли в советское время какой-то орган, разрешающий выпуск значка? Были ли какие-то худсоветы? Какая была процедура (от идеи до продажи готового значка)?

Сидельников: Не знаю об органе контроля значков. Всё было проще: партийные органы могли поставить на место быстро и чётко. Но ошибки были, конечно, при производстве, ведь значки делали и мелкие производства, и делали из некачественных материалов, и, если выполняется производственный заказ, то специалистов какого уровня ставили на изготовление не основной продукции? На самих профильных заводах были худсоветы. Утверждали эскизы, образцы продукции. На тех, для кого значки просто нагрузка — наверное смотрел замдиректора или главный инженер.
А продажа через ларьки Союзпечать, например. Многие значки выдавались только за сдачу спортивных нормативов (разряды, знаменитые ГТО), а также как знак принадлежности к определённой организации – Союз писателей, КПСС, ВЛКСМ, ДОСААФ и т.п.

Тренихин: Я могу сказать про худсоветы в области создания марок, открыток, плакатов – у меня в этой области в 1960-е годы работали мои бабушка и дедушка Галина и Анатолий Борисовы – отбор был жёсткий, но критика часто по делу. Всё решала не коммерция, а профессиональное сообщество из Союза Художников, Художественного Фонда, Академии Художеств и т.п. И у бабушки был товарищ-художник, который разрабатывал внешний вид нагрудных знаков. Рассказывала, что он не только рисовал эскизы, но и из картона вырезал и клеил как слоёный пирог макеты, изображая рельефно накладки и пустоты, красил в те цвета, которые должны были быть. Ну а если эти предварительные работы утверждались – уже делали пробники в металле, с эмалями, либо краской. Но такой поэтапный подход был для официальных наград, как правило. Со значками было проще. Хотя, вот ещё вспомнил, что до войны был запрет на изображение жетонов и нагрудных знаков, напоминающих по композиции ордена и медали. И ведь не повторяли! А сколько всего интересного было.

Советские значки разной тематики

Советские значки разной тематики

17. Анна: Известны ли какие-то имена выдающихся художников-графиков, занимавшихся значками по аналогии с почтовыми марками)? Если да, то где можно найти примеры работ и информацию о художнике?

Тренихин: Вот это наша беда. Такой информации практически не сохраняется. Авторы государственных наград, как правило, известны. А вот знаки и значки очень сложно атрибутировать. Единичные случаи. Я и по наградам Балканских и славянских стран далеко не всегда могу найти информацию. Ну вот, например, в Первой Чехословакии, сразу после Первой Мировой войны, наградами занимался французский скульптор, ученик Родена, Эмиль Антуан Бурдель. У нас в царское время был замечательный медальер Авенир Грилихес (вернее, даже семья, потомственные медальеры), он сделал обновлённый Георгиевский крест. А проект (как сказали бы сегодня 5 вариантов дизайн-макета) самой чтимой награды Белого движения – «Знака отличия 1-го Кубанского (Ледяного) похода» – чертил полковник Генерального штаба Николаев Константин Николаевич. Из советских наград я бы выделил художника, графика и медальера Николая Ивановича Москалёва – автора многих произведений фалеристики. Он выполнил рисунки знаков «Отличник РККА», «Участнику боёв за озеро Хасан», «Участник спортколлектива ЦДКА». Но известность к художнику пришла в годы Великой Отечественной войны, когда он создал десятки эскизов к боевым наградам. Николай Москалев создал эскизы следующих военных наград СССР: орденов Кутузова, Славы, Богдана Хмельницкого (соавтор); медалей «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Одессы», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «Партизану Отечественной войны», «За безупречную службу»; наградного знака «20-летие Краснознамённого им. А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии». Так что иногда мы всё же знаем не только героев, получивших награду, но и воплотивших её внешний облик. Но вот с авторством значков очень проблематично. Хотя, вспомню ещё про первый знак ГТО 1930-года (шестерёнка с бегуном, пересекающим финишную ленточку, висящая на цепоцказ на колодочке в виде ромба с надписью: «ЦИК ВСФК СССР»). На проект был объявлен открытый конкурс, в результате массового обсуждения был одобрен проект значка, предложенный 15-летним школьником В. Токтаровым. Окончательный вариант значка подготовил художник М.С. Ягужинский. Опять-таки, очень радует, что информация сохранилась.

18. Анна: Как носили значки в 70-80-е годы, помимо очевидного способа — на нагрудном кармане и пр.? Было ли распространено, например, такое: туристы прикрепляли значки с названиями / гербами городов, которые они посетили, к рюкзаку или головному убору?

Сидельников: Участники ССО облепляли значками свои спецовки. Несколько штук среди нашивок и трафаретных надписей. Туристы иной раз нацепят значок. Но на рюкзак кто нацепит? Это же неудобно. На головной убор? Так назовут дураком!
Всё. Больше не помню.

Тренихин: Мне про головной убор понравилось. У нас бы, наверное, дураком и обозвали (если не считать ношение форменной кокарды). Но я, т.к. в сферу моих интересов входит и такое государство, как Австро-Венгрия замечу, что во время Первой Мировой у них такое практиковалось! И иной раз кепи могло быть увешано, как новогодняя ёлка, даже у генералов. Такие значки, в отличие от остального перечисленного, никогда не были регламентированы. Там сразу были и пропагандистские, и памятные, и полковые и 
импровизированные (вроде наших дембельских самоделок, пули крепили, и образки святых). И также было в армиях Австрийской республики и Венгерского королевства после распада Австро-Венгрии. Но это я только для того сказал, чтобы отметить – у нас всегда с этим было строже: и в царское, и в советское время.

19. Анна: Можно перечислить наиболее популярные нагрудные знаки, которые не были предназначены для продажи (топ 30-50)? Например, «Дружинник», «Гвардия», «Победитель соцсоревнования», «ГТО», «Воин-спортсмен», «ВЛКСМ — Ленинский зачет»… Нужны пояснения к этим значкам — кому, когда и за что давали.

Сидельников: Даже думать не буду. Не было такого. Разве что было круто иметь спецовку со значком ССО или комсомольский значок с винтовым креплением. Остальное указанное всё мусор. Конечно в армии там и «Выход на границу» и «Воин-спортсмен», но это до ворот части. А Зачёты и Победители — никогда и нигде! Разве что журналист мог заставить нацепить для фотографии в многотиражку. Но это не мода, а официальная атрибутика.

Тренихин: Исходя из многих виденных старых фотографий я бы всё же выделил знаки комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Их часто носили в 1930-х годах, официально, и на гражданских пиджаках, и на военной форме. Но это миллионные тиражи, отсюда и частота ношения. Та же история с комплексами «Готов к санитарной обороне СССР», «Готов к противовоздушной и химической обороне СССР». Кстати, и знак «Ворошиловский стрелок». Все означенные выше знаки давались за сдачу определённых нормативов и являлись наглядным подтверждением этой сдачи. Конечно, пионерские и комсомольские. Их носили наиболее массово. Но как-то это обозвать «Топ 30 самых популярных знаков для ношения» я не могу… Это обязаловка – кому-то нравилось, кому-то нет, но надо. А вот значки участников Фестиваля молодёжи и студентов 1957 года – это да. Тут уже можно как моду своеобразную выделить. И мода носить, и собирать, и обмениваться. Вот тогда и начало зарождаться массовое коллекционирование значков, кстати. Их много, все разные, все яркие и заметные. Я больше всего люблю фестивальную ромашку, эмблему мероприятия! Но и там были кроме сувениров и должностные знаки (например, «Переводчик»), и наградные (за строительство, за победы в спортивных соревнованиях на фестивале).

Значки серии "Автомобили мира", первая половина 1980-х

Значки серии «Автомобили мира», первая половина 1980-х

20. Анна: Что можно рассказать про серию круглых пластмассовых значков «Автомобили мира» (были очень популярны в 80-х)? Был ли еще какие-то оригинальные популярные серии значков в 70-80-х, характерных для своего времени?

Сидельников: «Автомобили мира»? Пластиковые? Не помню. Серии 1970-1980-х? А что значит популярные? Это только продавец скажет (улыбается). Может спортивные серии и машинки с кораблями? И тех, и других было много. И очень много серий, т.к. тема позволяет на общее оформление навешивать различные элементы. Стоимость была копеечная, да такой и осталась. Но попадались красивые значки, как автомобили, так и парусники с кораблями. Похоже для работы брали грамотных и увлечённых специалистов.

Тренихин: Вот и добавить нечего. Всё определяют кадры.

 

© Издательство «Скай Хорс», 2016

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники